Цель: Определение значимости семьи в жизни каждого человека.
Задачи:
- Формировать понятия семейных ценностей.
- Воспитывать культуру межличностных отношений.
- Уметь решать конфликтные ситуации в семье.
Форма проведения: классный час.
Этап подготовки:
- Интервьюирование обучающихся и преподавателей техникума.
- Предварительное проведение среди обучающихся конкурса ученических мини - сочинений на тему «Моя семья».
- Сбор семейных фотографий обучающихся и создание компьютерной презентации.
- Подготовка конкурсных заданий для присутствующих.
Материально-дидактическое оснащение:
1.Проектор, экран.
2.Компьютерная презентация «Моя семья – мое богатство».
3. Аудиозапись «Гимн семье».
4. Раздаточный материал для конкурсных заданий: ватманы, маркеры, карточки-кирпичики, карточки с заданиями.
5. Листы с семейными заповедями.
6. Дерево чувств с листочками разных цветов (для рефлексии).
7. Плакаты: «Семья – главное богатство в жизни», «Вся семья вместе – так и душа на месте»; «На что и клад, коли в семье лад»; «Русский человек без родни не живет»; «Добрая семья прибавит разума-ума».
8. Эпиграф на доску:
Семья – вот истинная ценность,
Опора, сила и полет.
Семья расцветит повседневность,
И боль отступит и уйдет.
Ход мероприятия
Сегодня у нас с вами необычный классный час. Мы будем говорить о семье. Год от года вы становитесь взрослее и придет время, когда вы тоже будете создавать свою семью.
У каждого человека должен быть: дом, семья, родня, потому что именно здесь мы найдем сочувствие, теплоту, взаимопонимание. Именно самому близкому человеку вы сможете доверить свою тайну, поговорить о самом сокровенном, о том, что вас волнует, посоветоваться с ним. Каждая семья - уникальное объединение людей разного возраста, основанное на кровнородственных отношениях. У каждого из вас есть желание жить в дружной, благополучной семье, основанной на взаимопонимании и доверии детей и взрослых.
-А как сделать так, чтобы ты понимал своих близких и был понят, чтобы тебе доверяли, и ты доверял другим? Что для этого необходимо?
Высказывания обучающихся.
- Есть еще такое понятие: чувство родства. Как бы вы определили: что это за чувство?
Высказывания обучающихся. (Слайды презентации 2,3)
Мы задали несколько вопросов обучающимся и преподавателям нашего техникума. Вот какие ответы мы получили.
Вопрос 1. Что в вашей жизни значит ваша семья?
Вопрос 2. Как вы думаете, что самое главное для счастья семьи?
Вопрос 3. Что же больше всего мешает людям быть счастливыми в семье?
(Слайды презентации: 4-11: фотографии преподавателей и обучающихся техникума с ответами на вопросы).
Обучающиеся нашей группы написали мини-сочинения на тему «Моя семья». Давайте посмотрим семейные фотографии и почитаем выдержки из мини-сочинений. (Слайды 12-20).
А сейчас мы проведем с вами несколько конкурсов.
Все мы знакомы с таким понятием, как родословная. Конечно, знать свою родословную очень важно - это связь поколений в истории семьи, хранящей ее мудрость и нравственное наследие. Человек всегда чтил своих предков.
На семье всё держится! Это как могучее дерево, с сильными корнями, с множеством ветвей, листвою.
Конкурс «Мое генеалогическое древо»
Ребятам предлагается представить фрагмент генеалогического древа своей семьи до третьего поколения по схеме: я - мои родители, мои дедушки и бабушки.
(Слайд 20)
Блиц-интервью
Обучающимся на выбор предлагаются карточки с незаконченными предложениями по теме встречи. Следует предложения завершить. Варианты незаконченных предложений:
«Мое самое большое желание - ...»
«Я ни в коем случае не хотел (а), чтобы...»
«В моей семье исключено...»
«Я хочу сказать "спасибо" моей семье за...»
«Особенно меня раздражает то, что...»
«В нашей семье под запретом...»
«Я мечтаю, чтобы в будущей семье моего сына (дочери)...»
«Счастливая семья — это...»
(Слайд 21)
Все-таки немало есть ребят, у которых добрые и хорошие отношения с родителями. Как же удается им избегать ссор и конфликтов? Сейчас мы попробуем испытать себя в нескольких ситуациях. Для начала создадим привычную семейную обстановку.
Ситуация 1
Задание: разрешить ситуации. Какие варианты ответов самые достойные?
Итак, тихий вечер после рабочего дня. Папа расположился с газетой на диване, мама хлопочет на кухне, сестра (брат) делает домашнее задание. А ты играешь в новую компьютерную игру.
Вдруг мама заглядывает в вашу комнату и строгим голосом заявляет:
- У нас закончился сахар. Ну-ка, бросай свою игру и сходи в магазин!
А у тебя самый сложный уровень! Что ты ответишь?
А) «Сейчас закончится уровень и схожу»;
б) «Пусть сестра (брат) сходит»;
в) «Можно без сахара обойтись. Я сахара не ем»;
г) «Завтра схожу».
(Слайд 22)
Ситуация 2
Сестра (брат) долго пыталась (пытался) отогнать тебя от компьютера, потом пожаловалась (пожаловался) бабушке.
Бабушка стала уговаривать:
- Пожалуйста, уступи сестре (брату) компьютер, ты ведь уже три часа сидишь. А ей (ему) нужно срочно реферат по истории печатать. Предлагаются такие варианты ответа:
а) «Ей (ему) нужен реферат, а мне нужно пройти этот уровень»;
б) «Закончится уровень, и она (он) сядет»;
в) «Может и от руки написать – подумаешь, реферат!»;
г) «Компьютер мне подарили, я и буду им распоряжаться».
(Слайд 23)
Ситуация 3
Пока ты штурмовал свой ypoвень, позвонила классная руководительница и поговорила с папой.
После этого разговора у папы возник вопрос:- А почему ты в школе сегодня отсутствовал?
Вот варианты ответов:
а) «Мне уже 14 лет, и я не обязан перед вами отчитываться»;
б) «Захотел - и прогулял!»;
в) «У нас зачёт был, а я не приготовился, вот и прогулял»;
г) «Как вы меня все достали!»
(Слайд 24)
Мастер: Надеюсь, дорогие друзья, что наша встреча была не напрасной. Сейчас вы вернетесь к семейному очагу, который сплачивает людей, дает им силу и уверенность, пищу чувствам и отдых душе.
Да, одному человеку нелегко прожить. И чтобы не говорили, а семья - главное богатство в жизни. Это близкие и родные люди.
Люди, без которых не может быть нас, кто нас любит и о нас заботится. И мы поступаем так же. С чего начинается семья? С понимания, доброты, заботы. Думаю, в ваших семьях царят именно такие отношения. И мы должны знать, что чем больше человек дорожит памятью своих дедов, отцов, прадедов, тем глубже он чувствует свою ответственность за будущее.
Отцы и дети. Эта проблема стара как мир. Традиция уважать родителей и вообще всех старших есть у каждого народа. Без этого ни один народ не смог бы сохраниться, передать свой опыт следующим поколениям. Народы Кавказа, где эти традиции очень сильны, даже секрет своего долгожительства объясняют тем, что у них принято почитать и уважать старших. А живут там люди по сто и больше лет, сохраняя здравый ум и работоспособность. Традиция почитать родителей и старших была всегда сильна и в России. Каждый христианин знал древнюю библейскую легенду о сыновьях Ноя. Один из сыновей Ноя Хам посмеялся над отцом. За это потомки Хама навечно стали рабами, а само имя Хам стало нарицательным - так называют грубого, наглого человека, который никого не уважает, считает себя выше других.
В Библии можно найти много заповедей о том, как воспитывать детей, как относиться к родителям. Главное правило - это заповедь: «Чти отца и матерь, да благо тебе будет и долголетен будешь на земли». В ветхозаветные времена страшное наказание ожидало тех, кто поднимал руку на родителей: «Кто ударит отца своего или свою мать, того должно предать смерти». Такому же наказанию подвергался и человек, бранивший своих родителей.
Шагая в этом направлении, придерживайтесь следующих заповедей:
Заповеди:
· свято храни честь своей семьи;
· люби свою семью и делай её лучше;
· будь внимательным и чутким, всегда готовым прийти на помощь членам своей семьи;
· подари родителям радость;
· умей найти и выполнить дело на пользу и радость членам своей семьи;
· жизнь-это дорога, полная испытаний, будь готов с честью пройти их.
(Слайд 25)
Создать семью нелегко, а сохранить еще труднее. Все бывает в семье: беды и радости, но достойно разрешить конфликты удается далеко не всем.
В исполнении Нуянзиной Виктории звучит стихотворение «Семья»:
Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рожденье детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение, трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно! Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хотим, чтоб про вас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья!
Правила жизни, выполнение которых ведет к взаимопониманию: (Слайды презентации)
1. Ставь интересы других людей выше собственных.
2. Будь предан своей семье, избегай возможности предать ее.
3. Будь верен и надежен.
4. Уважая других людей, уважай себя.
5. Терпимо относись к чужим точкам зрения.
6. Воспринимай людей как равных себе.
7. Учись сопереживать другим, ставя себя на их место.
8. Умей прощать и не будь обидчив.
9. Живи в согласии с самим собой и другими людьми.
10.Проявляй чуткость.
11. Будь уверен в себе и достоин своего дома.
12. Будь свободен ото лжи и обмана.
13. Умей контролировать свои желания и поступки.
14. Упорно иди к цели, невзирая на препятствия.
(Слайд 26)
Игра «Фундамент моего дома»
Конечно же вы слышали, говорят «Мой дом - моя крепость». Несомненно, у каждого человека должен быть дом, и не просто крыша над головой. ЭТО МЕСТО, ГДЕ ЕГО ЛЮБЯТ И ЖДУТ, ПОНИМАЮТ И ПРИНИМАЮТ ТАКИМ, КАКОВ ОН ЕСТЬ, МЕСТО, ГДЕ ЧЕЛОВЕКУ ТЕПЛО И УЮТНО.
Я предлагаю вам подумать, что же является основой, фундаментом любой семьи, каждого дома. Выберите необходимые слова. На карточках-«кирпичиках» написаны слова: любовь, уважение, тепло, забота, радость, понимание, уют, взаимопомощь. (Ребята выбирают «кирпичики» и прикрепляют в фундамент дома).
Рефлексия настроения: “Дерево чувств”
Мастер:
С помощью листочков от дерева постарайтесь выразить своё настроение и эмоциональное состояние. Хочу напомнить, какому настроению соответствует какой цвет:
- красный – восторженное;
- оранжевый – радостное;
- желтый – приятное;
- зеленый – спокойное;
- синий – грустное;
- фиолетовый – напряженное;
- черный – унылое.
(Все обучающиеся прикрепляют на крону дерева листочки с выбранными цветами).
Комментарии мастера: Посмотрите на дерево, которое вы сотворили своими руками. Какой цвет преобладает на нем? Вы видите у нас с вами сегодня……… настроение.
Напоследок я хотела бы вам рассказать одну китайскую притчу.
Ладная семья.
Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажите: ну и что, мало ли больших семейств на свете, но дело в том, что семья была особая: мир и лад царили в этой семье и, стало быть, в селе. Ни ссор, ни ругани, ни Боже упаси, драк и раздоров.
Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивляется владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада. Пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и начал что-то писать. Писал долго. Видно, не очень силён был в грамоте.
Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: ЛЮБОВЬ, ПРОЩЕНИЕ,ТЕРПЕНИЕ. И в конце листа: сто раз ЛЮБОВЬ, сто раз ПРОЩЕНИЕ, сто раз ТЕРПЕНИЕ. Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил:
- И всё?
- Да, - ответил старик,- это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И, подумав, добавил: - И мира тоже.
Любви, прощения и терпения вам!
Звучит «Гимн семье».
Список использованной литературы и источники информации.
1. Мальцева Л.И. Игры-сценарии для внеклассных мероприятий.- [Текст]. Л.И.Мальцева.- Ростов н/Д: Феникс, 2005.- 66с.
2. Дюкина О.В. Родительские собрания. [Текст]. О.В.Дюкина.-М.: ВАКО,2008. -98с.
3. Журнал «Воспитание школьника», №4-2007, стр.37 Ст. «Формирование толерантного поведения в семье»
4. Журнал «Классный руководитель», №1-2007, стр. 57 Ст. «Давайте понимать друг друга»
5. Журнал «Классный руководитель», №5-2003, стр.34 Ст. «Я и семья»
6. Журнал «Классный руководитель», №3-2004, Ст. «Я в мире и мир во мне»
7. Журнал «Классный руководитель», №3-2006, стр.66 Ст. «Я и семья. Формирование гражданского отношения к своей семье»
|