Четверг, 02.05.2024, 04:12
Приветствую Вас Гость | RSS

Мои этажи

Каталог статей

Главная » Статьи » Публикации в СМИ

Нестандартные формы и методы в преподавании экономики

 

Красулина Ирина Викторовна

ГБОУ СПО «БТЖТ» г. Гурьевск Кемеровская область

e-mail: PU_31@mail.ru

Нестандартные формы и методы в преподавании экономики

 «Нестандартный урок имеет своей целью

 не развлечение, а обучение с интересом»

В последние годы заметен спад интереса обучающихся к занятиям. Использование традиционных форм обучения привело к тому, что им стало скучно учиться, они не могут в процессе обучения реализовать свои потребности в самоутверждении, самовыражении и самопознании.  Многое, конечно, зависит от нас, педагогов, от нашего умения организовывать учебный процесс. Наше творчество и постоянный поиск новых форм и приемов обучения просто необходимы. Я считаю, чтобы привлечь внимание учащихся к своему предмету, нам нужно внести что-то новое, в какой-то степени отойти от стандартного урока. Это поможет активизировать деятельность обучающихся, заставить их мыслить, искать, решать проблемы самостоятельно. В настоящее время у преподавателей появились новые возможности более интересно, наглядно,  доступно преподнести сложный  материал. Сейчас можно широко использовать возможности компьютера,  видеотехники,  мультимедийных установок.

Я работаю преподавателем экономики. Провожу занятия с обучающимися, получающими рабочие профессии «Повар, кондитер», «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования», «Сварщик», «Маляр». Считаю, что для формирования нового высококвалифицированного, компетентного  работника, необходимо такое обучение, когда учебный материал  нужно преподносить, не конспектируя большой объем общих и специальных понятий, и не заучивая их. Следует направлять все усилия на реализацию творческого потенциала каждого обучающегося, его способности решать реальные задачи и проблемы. Добиться этого можно, сочетая традиционные и нестандартные формы урока.

Нестандартные уроки я использую в основном на вводных и обобщающих уроках. Постоянно проводить занятия в этой форме не стоит, потому что они хоть и интересны, но, в некоторых случаях, менее эффективны.

Моя задача – поддержать интерес из урока в урок, чтобы само слово «экономика» не казалось обучающимся чужим и абстрактным, а было интересным и увлекательным.

Я провожу свои   уроки в  таких формах, как:

1. Уроки, имитирующие производственную деятельность организации: (ролевые, деловые  игры «Я–предприниматель», «Кредитование», «Налогоплательщик», «Интеллектуальный бизнес», «Аукцион знаний», «Фондовая биржа», «Расчет семейного бюджета», «Блеф-клуб», научно-практическая конференция по теме «Виды и типы  экономических систем»);

2. Уроки-соревнования: (игра «Поле экономических чудес», «Своя игра», «Путешествие в город деловых людей», урок-викторина «Трудовые ресурсы», КВН по теме «Безработица» – «Экономическая борьба»);

3. Уроки, основанные на фантазии: (урок-исследование «Рынок труда», «Собственное дело», «По ступенькам бизнеса»);

4. Дидактические игры: («Морской бой», «Снежный ком»,  «Экономическое домино»).

 Эффект таких уроков – поразительный.  Использование нетрадиционных форм обучения приближает  обучение к реальной действительности. Обучаемые охотно включаются в такие занятия, так как нужно проявить не только свои знания и природную смекалку, но и творчество.  Проведение таких уроков решает проблему организации самостоятельной познавательной деятельности обучающихся  и дифференциации обучения.

Некоторые занятия можно провести традиционным методом, лишь добавив в него отдельные элементы нетрадиционного. Я успешно применяю на занятиях дифференцированные задания, игровые методы обучения, структурированные сигнально-знаковые конспекты, информационные технологии, конкурсные задания, нестандартные формы тестирования и т.д. Например, видами конкурсных заданий могут быть: конкурс на лучший экономический кроссворд (тематический или обобщающий); конкурс на лучшее экономическое сочинение («Тому, кто собирается начать свое дело, прежде всего, следует хорошо изучить законы»), конкурс шарад (графическое изображение экономических понятий) или рисунков;  конкурс на лучшую рекламу заданного товара или услуги; конкурс на самую оригинальную задачу и т.п.

При изучении темы «Основы предпринимательской деятельности»  обучающиеся разрабатывают и защищают бизнес-планы, определяют круг потенциальных заказчиков, конкурентов, предлагают варианты рекламы услуг и товаров. Используя собственный опыт работы экономистом в строительной организации, помогаю грамотно составлять производственный, финансовый и юридический планы проектируемых предприятий. Я считаю, такие занятия формируют умения находить нестандартные способы организации предпринимательской деятельности и развивают интерес предмету «Экономика».

Анкетирование показало, что обучающимся нравятся такие уроки. Данные проведенного мониторинга свидетельствуют о  развитии инициативы, коммуникативных навыков обучающихся, умения самостоятельного поиска путей и способов решения задач, связанных с реальными ситуациями в жизни. На нестандартных уроках подростки раскрепощаются, не списывают изучаемый материал, не боятся плохих отметок.

В заключение хотелось бы отметить, что применение в своей работе нестандартных форм обучения представляет педагогу огромные возможности для изменения традиционных подходов к содержанию, формам и методам учебной деятельности. Все зависит от желания педагога по-новому взглянуть на свою работу и сделать переоценку проверенных веками педагогических установок. Положительные результаты я увидела у своих обучающихся очень скоро, а для себя открыла неисчерпаемые резервы дальнейшего совершенствования педагогического мастерства.

Категория: Публикации в СМИ | Добавил: krasa (16.02.2015)
Просмотров: 495 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск по сайту
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Категории раздела
Выступления на ЦМК [0]
Доклады, сообщения, выступления на заседаниях ЦМК технического профиля
Выступления на ИМС [0]
Тесты выступления и докладов на ИМС при зам. директоре по УВР
Публикации в СМИ [3]
Тесты публикаций в журнале "ОКО" и др. СМИ