Нестандартные формы и методы в преподавании экономики
«Нестандартный урок имеет своей целью
не развлечение, а обучение с интересом»
В последние годы заметен спад интереса обучающихся к занятиям. Использование традиционных форм обучения привело к тому, что им стало скучно учиться, они не могут в процессе обучения реализовать свои потребности в самоутверждении, самовыражении и самопознании. Многое, конечно, зависит от нас, педагогов, от нашего умения организовывать учебный процесс. Наше творчество и постоянный поиск новых форм и приемов обучения просто необходимы. Я считаю, чтобы привлечь внимание учащихся к своему предмету, нам нужно внести что-то новое, в какой-то степени отойти от стандартного урока. Это поможет активизировать деятельность обучающихся, заставить их мыслить, искать, решать проблемы самостоятельно. В настоящее время у преподавателей появились новые возможности более интересно, наглядно, доступно преподнести сложный материал. Сейчас можно широко использовать возможности компьютера, видеотехники, мультимедийных установок.
Я работаю преподавателем экономики. Провожу занятия с обучающимися, получающими рабочие профессии «Повар, кондитер», «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования», «Сварщик», «Маляр». Считаю, что для формирования нового высококвалифицированного, компетентного работника, необходимо такое обучение, когда учебный материал нужно преподносить, не конспектируя большой объем общих и специальных понятий, и не заучивая их. Следует направлять все усилия на реализацию творческого потенциала каждого обучающегося, его способности решать реальные задачи и проблемы. Добиться этого можно, сочетая традиционные и нестандартные формы урока.
Нестандартные уроки я использую в основном на вводных и обобщающих уроках. Постоянно проводить занятия в этой форме не стоит, потому что они хоть и интересны, но, в некоторых случаях, менее эффективны.
Моя задача – поддержать интерес из урока в урок, чтобы само слово «экономика» не казалось обучающимся чужим и абстрактным, а было интересным и увлекательным.
Я провожу свои уроки в таких формах, как:
1. Уроки, имитирующие производственную деятельность организации: (ролевые, деловые игры «Я–предприниматель», «Кредитование», «Налогоплательщик», «Интеллектуальный бизнес», «Аукцион знаний», «Фондовая биржа», «Расчет семейного бюджета», «Блеф-клуб», научно-практическая конференция по теме «Виды и типы экономических систем»);
2. Уроки-соревнования: (игра «Поле экономических чудес», «Своя игра», «Путешествие в город деловых людей», урок-викторина «Трудовые ресурсы», КВН по теме «Безработица» – «Экономическая борьба»);
3. Уроки, основанные на фантазии: (урок-исследование «Рынок труда», «Собственное дело», «По ступенькам бизнеса»);
4. Дидактические игры: («Морской бой», «Снежный ком», «Экономическое домино»).
Эффект таких уроков – поразительный. Использование нетрадиционных форм обучения приближает обучение к реальной действительности. Обучаемые охотно включаются в такие занятия, так как нужно проявить не только свои знания и природную смекалку, но и творчество. Проведение таких уроков решает проблему организации самостоятельной познавательной деятельности обучающихся и дифференциации обучения.
Некоторые занятия можно провести традиционным методом, лишь добавив в него отдельные элементы нетрадиционного. Я успешно применяю на занятиях дифференцированные задания, игровые методы обучения, структурированные сигнально-знаковые конспекты, информационные технологии, конкурсные задания, нестандартные формы тестирования и т.д. Например, видами конкурсных заданий могут быть: конкурс на лучший экономический кроссворд (тематический или обобщающий); конкурс на лучшее экономическое сочинение («Тому, кто собирается начать свое дело, прежде всего, следует хорошо изучить законы»), конкурс шарад (графическое изображение экономических понятий) или рисунков; конкурс на лучшую рекламу заданного товара или услуги; конкурс на самую оригинальную задачу и т.п.
При изучении темы «Основы предпринимательской деятельности» обучающиеся разрабатывают и защищают бизнес-планы, определяют круг потенциальных заказчиков, конкурентов, предлагают варианты рекламы услуг и товаров. Используя собственный опыт работы экономистом в строительной организации, помогаю грамотно составлять производственный, финансовый и юридический планы проектируемых предприятий. Я считаю, такие занятия формируют умения находить нестандартные способы организации предпринимательской деятельности и развивают интерес предмету «Экономика».
Анкетирование показало, что обучающимся нравятся такие уроки. Данные проведенного мониторинга свидетельствуют о развитии инициативы, коммуникативных навыков обучающихся, умения самостоятельного поиска путей и способов решения задач, связанных с реальными ситуациями в жизни. На нестандартных уроках подростки раскрепощаются, не списывают изучаемый материал, не боятся плохих отметок.
В заключение хотелось бы отметить, что применение в своей работе нестандартных форм обучения представляет педагогу огромные возможности для изменения традиционных подходов к содержанию, формам и методам учебной деятельности. Все зависит от желания педагога по-новому взглянуть на свою работу и сделать переоценку проверенных веками педагогических установок. Положительные результаты я увидела у своих обучающихся очень скоро, а для себя открыла неисчерпаемые резервы дальнейшего совершенствования педагогического мастерства.
|